УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Нормативные акты международного и федерального значения
- Конституция Российской Федерации
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями на 29.07.2017)
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
- Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
- Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 05.12.2017) (Статья 1065. Предупреждение причинения вреда)
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»
- Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих доступность
- Методическое пособие для получения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детский сад № 20/1
Наименование показателя |
Перечень специальных условий, имеющихся в МБДОУ детский сад № 20/1 |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
Кроме основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад № 20/1 реализует адаптированную образовательную программу работы для детей с нарушениями речи (ОВЗ) В учреждении имеется специально оборудованные помещения – 2 кабинета учителя-логопеда для занятий с детьми, имеющими нарушения речи. Специально предусмотренные и оборудованные помещения для занятий с детьми-инвалидами отсутствуют. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья может осваивать основную образовательную программу дошкольного образования по индивидуальному образовательному маршруту. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник. При организации образовательной, игровой деятельности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья в спортивном зале и групповых помещениях имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули и пр. В дошкольном учреждении организовано взаимодействие со специалистами городской службы ПМПК (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог). В детском саду имеются мультимедийные средства обучения (экран, проектор), аудиотехника (музыкальный центр, магнитофоны), компьютеры, МФУ. |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Конструктивные особенности здания МБДОУ детский сад №20/1 не предусматривают наличие пандуса, подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, кроватей и матрасов специализированного назначения и иных приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в здание детского сада. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица (родителя/законного представителя). |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Организация питания по отдельному меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Медицинское обслуживание воспитанников дошкольного учреждения осуществляется медицинской сестрой в соответствии с договором сотрудничества с ГБУЗ ДГКБ № 1 города Твери. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи воспитанникам, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья функционирует медицинский кабинет, изолятор, оборудованные в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
Воспитанники дошкольного учреждения, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья не имеют доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета в детском саду нет. |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников дошкольного учреждения, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены. Официальный сайт дошкольного учреждения имеет версию для слабовидящих. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
В дошкольном учреждении имеются следующие специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речевого развития): Кабинет учителя-логопеда содержит: — комплект зондов для постановки звуков — дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания — картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков — логопедические альбомы для обследования — предметные и сюжетные картинки по лексическим темам — настольно-печатные дидактические игры — методическая, дидактическая, справочная и художественная литература. — материалы и оборудование для индивидуальной работы с использованием инновационных технологий (средства для Су-Джок терапии) |
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии |
Общежитие, интернат, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствует. |